Для чего на улицах города Пласта столько искусственных неровностей (лежачих полицейских)? Этот вопрос стал предметом обсуждения газеты, читателей и сотрудников ГАИ
А поводом для этого стали вырубленные участки асфальта на улицах города: на перекрестке возле бани, у магазина «Молоток», у старого здания ЦРГО. Впоследствии оказалось, что в большинстве из перечисленных читателями локаций был проведен ямочный ремонт, и необычной формы вырубки просто заасфальтировали. Это не лежачие полицейские. Тем не менее, вопрос с искусственными неровностями остается острым. Об этом разговор с начальником отделения ГАИ при отделе МВД России по Пластовскому району старшим лейтенантом полиции К.В. Атуровым.
– Если говорить прямо, то на дорогах Пласта недостаточно искусственных неровностей. Почему? Потому что искусственными неровностями должны быть оборудованы все без исключения пешеходные переходы: до и после него. Кроме того, возле остановок общественного транспорта обязательно должен быть пешеходный переход и, соответственно, искусственная неровность…
Решение об установке искусственной неровности принимают не только сотрудники Госавтоинспекции: для этого в Пластовском районе работает комиссия по безопасности дорожного движения, куда кроме инспекторов ГАИ входят представители администрации района, в том числе его глава, коммунального предприятия МП ПМОКХ, управления образования, гостехнадзора. И именно комиссионно принимается решение по установке искусственных неровностей. Учитывается и мнение жителей города.
Вот, к примеру, по обращению гражданки Д. в план 2024 года включена установка искусственной неровности (ИН) и светофорного объекта Т.7 на перекрестке улиц Галкина и Блюхера. В комиссию обращались жители улиц Орджоникидзе, Казахской: просьба та же – установить ИН на этих улицах.
Конечно, просьбы жителей учитываются, но комиссия рассматривает интенсивность движения транспорта и пешеходов, статистику аварийности, учитывает скоростной режим. Если взять улицу Блюхера, то там в последние годы выросло число ДТП, зарегистрированы ДТП с участием несовершеннолетних. Поэтому комиссия решила, что там нужна искусственная неровность и светофорный объект Т.7.
– Кстати, что такое светофорный объект Т.7?
– Светофор типа Т.7 используется в качестве дополнительного оборудования на нерегулируемых пешеходных переходах для привлечения внимания водителей с целью повышения безопасности дорожного движения. Проще говоря, это светофор желтого цвета, работает в мигающем режиме. В сумерки и темное время суток с большого расстояния предупреждает водителей о пешеходном переходе.
– Вернёмся к городским улицам. Поясните установку искусственных неровностей на улицах Губина и Спартака.
– Участок улиц Губина и Спартака очень протяженный. По этим улицам ходит общественный транспорт, пешеходных переходов, по сути, нет, тротуаров вдоль улиц – тоже. Госавтоинспекцией была проанализирована ситуация с аварийностью на этом участке за последние пять лет. Там выросло число ДТП. Поэтому для снижения скорости было принято решение установить там ИН. Хочу заметить, что в Пластовском районе принят Проект организации дорожного движения (ПОД), и комиссия действует в его рамках. Также учитывается и то, что по улицам города возможно движение большегрузных автомобилей, рудовозов, к примеру.
– Высота искусственных неровностей, их длина как-то контролируется?
– Непосредственно за установку ИН ГАИ не отвечает. Искусственные неровности имеют ГОСТ, и дорожные предприятия, которые их строят, должны ориентироваться на него. В Пласте предпочтение отдается асфальтовым ИН. Они более долговечные в эксплуатации, более удобны для водителей, для коммунальной техники.
В моей практике был случай, когда нестандартную ИН убрали: когда работал в ГАИ Чесмы от жителей поступали жалобы на очень длинную и высокую искусственную неровность. Ее срезали. Хочу заметить, что установка искусственных неровностей – это, прежде всего, профилактика безопасности дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, забота о жизни и здоровье людей.
«Лежачие полицейские»: что и как
Искусственные неровности на дорогах регламентируются тремя нормативно-правовыми актами:
1. Самый главный автомобильный закон – ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196. Он предписывает, что данное законодательство в России состоит в том числе из национальных стандартов (статья 5).
2. Приказом Гостехрегулирования введён такой специальный отдельный Госстандарт, который регулирует правила установки лежачих полицейских. И собственно, сам текст данного ГОСТа под номером Р52605-2006.
3. Распоряжением Правительства РФ №2438-Р указанный ГОСТ по искусственным неровностям признан обязательным для исполнения.
Какие размеры лежачего полицейского должны быть в 2024 году?
Искусственные неровности разделяются на монолитные (из асфальта или бетона) и разборные (металлические и/или прорезиненные). И для каждого из этих типов устанавливаются свои обязательные разрешённые длина, ширина и высота.
Монолитные ИН в 2024 году могут быть по ГОСТу либо волнообразные, либо трапециевидные. Вот как изображает их схематично сам Госстандарт:
Максимальная высота по ГОСТу
Большинство допустимых размеров ИН зависят от разрешённой скорости и соответствующего её ограничения на данном участке дороги.
Конкретно высота лежачего полицейского из асфальта или бетона всегда может быть только одной – её максимальное значение составляет 7 сантиметров от полотна покрытия дороги.
Максимальная ширина
Согласно пункта 4.1.3 ГОСТа, она должна быть равна ширине проезжей части дороги. Но допускается небольшое сужение — не более, чем на 20 см от каждой из сторон. То есть возможность проехать двумя правыми колёсами не по лежачему полицейскому, таким образом, практически узаконена.
Максимальная длина
А вот этот параметр «лежачего» уже напрямую зависит от того участка дороги, на котором он установлен. И здесь может быть 3 различных варианта в зависимости от ограничения скорости на участке. И даже ещё немного сложнее — есть разделение длины в зависимости от назначения дороги: лежачие полицейские на дорогах, на которых нет регулярного движения маршрутных транспортных средств, ИДН, соответственно, на которых такое движение есть. Идентично одно, чем выше разрешенная скорость на дороге, тем больше должна быть длина ИН.
Татьяна Вахитова, корреспондент ЗО, фото автора